Закат Гайдая начался с фильма, к которому он готовился несколько лет

Было время, когда каждый фильм режиссера Леонида Гайдая становился событием, в кассы кинотеатров выстраивались огромные очереди, чтобы увидеть новую картину. В 1975 году лента «Не может быть!» с большим успехом прошла на широком экране. Через два года в прокат вышел фильм «Инкогнито из Петербурга». Но поскольку ему была дана низкая категория, то далеко не во всех кинотеатрах «Инкогнито из Петербурга» показали.

«Инкогнито из Петербурга» (1977). Фото взято из открытых источников

Потом наступил для Гайдая довольно длительный простой. Причина заключалась в том, что у режиссера сложились плохие отношения с председателем Госкино Филиппом Ермашом. От его решения зависело многое, т.к. Ермаш отвечал за правильную идеологическую линию в отечественном кинематографе, и соответственно, имел большие полномочия.

Без привычной команды

Леонид Иович готовился снимать комедию «Спортлото — 82». Причем в главных ролях он решил задействовать молодых, почти неизвестных актеров. Основную женскую роль хотели играть Вера Сотникова и Лариса Удовиченко. Только режиссер остановил свой выбор на красавице Светлане Амановой, совсем неизвестной зрителю.

Светлана Аманова. Фото взято из открытых источников

На роль жениха главной героини утвердили начинающего актера Дениса Кмита. К сожалению, на «Спортлото — 82» карьера Дениса, практически, прервалась. Вскоре после съемок он получил травму позвоночника, и снялся потом лишь в 2 картинах. Кмит скончался недавно, ему было 59 лет.

Денис Кмит. Фото взято из открытых источников

Прибалтийский актер Альгис Арлаускас, пожалуй, оказался самым известным из молодежи в съемочной группе. Популярность ему принесли съемки в картинах «Юнга Северного флота» и «Берегите женщин».

Альгис Арлаускас. Фото взято из открытых источников

Из тех исполнителей, с которыми Гайдай работал прежде, не многие получили приглашение в «Спортлото». Так, не нашлось роли для Владимира Этуша, хотя он надеялся снова сотрудничать с Гайдаем. Только несколько актеров из «старой гвардии» все же снялись в новом фильме: Нина Гребешкова, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов.

Нина Гребешкова. Фото взято из открытых источников

Сергей Филиппов. Фото взято из открытых источников

Михаил Пуговкин. Фото взято из открытых источников

Михаил Кокшенов. Фото взято из открытых источников

Не исключено, что Леониду Иовичу позволили вновь приступить к режиссерской работе с одной целью: с помощью фильма, снятого знаменитым Гайдаем, хотели сделать хорошую рекламу государственной лотерее.

Знакомые всем герои

Наверное, впервые в фильме Леонида Гайдая рассказывается об обычных людях, которые живут так же, как и все в стране. Прежде герои режиссера больше напоминали гротескные фигуры, их поступки мало напоминали поведение людей в реальной жизни.

Спортлото 82 (1982). Фото взято из открытых источников

Подавляющую часть картины снимали в Крыму, причем работали по 14, а то и 18 часов. Отдых устраивали ночью на 4 часа, и на 4 часа прерывали процесс днем в самую жару.

Гайдай очень хотел сделать совершенный фильм, оттачивал каждый эпизод. Неудивительно, что приходилось повторять дубль за дублем, чтобы режиссер остался доволен.

Отказ от авторского стиля

Когда на худсовете фильм «Спортлото – 82» приняли довольно благосклонно, Гайдай забеспокоился. Он привык к критике, нападкам чиновников на его картины, а здесь такая подозрительная доброжелательность.

Спортлото 82 (1982). Фото взято из открытых источников

Режиссер начал опасаться, что новая лента не понравится зрителям. Она понравилась, «Спортлото – 82» смотрели с удовольствием. Но… многие заметили, что в работе Гайдая нет прежнего блеска, только ему свойственного стиля. Да и коллеги по кинематографии увидели поверхностность, отсутствие глубины, лишь набор смешных ситуаций.

Спортлото 82 (1982). Фото взято из открытых источников

Критики подчеркивали, что Гайдай, изменив стилистику своей работы, потерял авторскую неповторимость. Прозвучало грустное пророчество – новый фильм может стать началом угасания мастерства, а значит, и время великих работ режиссера подходит к концу. Почти все последующие картины Леонида Иовича подтвердили эти предчувствия.

По материалам

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Закат Гайдая начался с фильма, к которому он готовился несколько лет