За что режиссеры изгнали Бондарчука и устроили революцию в советском кино

В 1986 году произошёл съезд кинематографистов страны. Споры о принятых тогда решениях, идут до сих пор. Кому-то эти решения казались необходимыми, а кто-то выступал против них. Главное, что было сделано, это шаг в сторону свободы отечественного кино. Было решено ослабить цензуру и сменить руководство. Но обо всём по порядку.

Сергея Бондарчука на высоком посту сменил Элем Климов. Оба после съезда не сняли ни одного фильма. Фото взято из открытых источников

О том, что кинематографу нужны перемены, говорили многие. Ведь цензура в те годы была очень жёсткой. Поэтому те картины, которые цензура всё-таки пропускала, редко находили отклик в сердцах телезрителей. В 1985 году Горбачёв объявил о том, что он готов к глобальным переменам в стране. Конечно, он имел в виду многие системы государства, и кино не являлось исключением.

Съезд стал революционным в мире советского кино. Фото взято из открытых источников

Зрителям нравились лёгкие зарубежные комедии, к примеру. На них скупались билеты с большим ажиотажем. А на советские фильмы, которые были допущены цензурой к прокату, билеты раскупались очень плохо. Чтобы хоть как-то заполнять кинотеатры, на эти картины заставляли ходить солдат и школьников. Но даже это не помогало окупить расходы на съёмки.

Была сильно раскритикована картина Бондарчука под названием «Красные колокола». На этот проект было потрачено большое количество государственных финансовых средств. В съёмках принимали участие западные актёры. А часть съёмок вообще проходила в Мексике. Но все эти затраты, конечно, не окупились. Просто зрителю не понравился этот фильм.

Фильм «Провека на дорогах» вышел только в 1988 году. Фото взято из открытых источников

Было совершенно несправедливым то, что в это же время уже были созданы десятки замечательных советских фильмов, которые упорно не хотела пропускать цензура. В числе опальных режиссёров находились такие личности, как Ролан Быков, Герман, Хуциев, Смирнов, Климов, Сокуров.

28 лет пролежал на полке фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». А причиной этого стал запрет чиновников. Они посчитали картину безыдейной. Много лет ждала своего часа картина Кончаловского под названьем «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».

Фильм про Асю Клячкину пролежал на полке 22 года. Фото взято из открытых источников

Некоторые режиссёры к этому времени не выдержали и стали работать за границей. Но это было с самыми смелыми режиссёрами. А ведь некоторые талантливые люди, столкнувшись с бездушием чиновников, просто ушли из профессии. Так, например, произошло с Александром Аскольдовым. Его картину «Комиссар» забраковали. Это стало настоящим ударом для талантливого режиссера, и он был вынужден оставить эту профессию.

Члены союза кинематографистов долго мирились с этой ситуацией. Да они и, по сути, не могли ничего сделать. Ведь какими-то особыми полномочиями они наделены не были. Но в середине 80 годов стало понятно, что ситуацию всё-таки необходимо менять. Дальше так не могло продолжаться.

На съезде, проходившем в Кремле, было решено сменить руководство союза кинематографистов. До этого этот пост занимали Бондарчук, Кулиджанов и Матвеев. Такие известные режиссёры, как Быков и Меньшов с трибун начали высказываться против деятельности бывшего руководства. Эту критику со стороны выступающих поддерживала большая часть зала.

Но всё же у Бондарчука были и защитники. Одним из них был режиссёр Никита Михалков. Он открыто высказался в поддержку старой гвардии. А вот остальные побоялись выступить против большинства и промолчали.

За Бондарчука заступился только Михалков. Фото взято из открытых источников

Очевидцы происходящего рассказывали позже, что великий актёр Михаил Пуговкин очень жалел Бондарчука. Он считал его своим соратником, и ему было больно, что о его деятельности высказывались в таком негативном ключе и сняли великого режиссёра с поста.

Споры продолжались до самого утра. Голосование тоже затянулось. И его результаты не стали подвергать сомнениям. Ведь в случае несогласия с результатами мог бы разразиться серьёзный скандал. По итогам съезда было решено, что союз кинематографистов возглавит Климов.

Фильм «Красные колокола» советский зритель не принял. Фото взято из открытых источников

Но непонятно, насколько нужными были эти перемены и это переворот. Ведь сам Климов после своего назначения больше так и не снял ни одной картины. Да и другие режиссёры, которые так ратовали за свободу от цензуры, после её отмены не сняли чего-то особенного.

Хотя, возможно, это и не могло произойти так скоро. Ведь для того, чтобы прийти к чему-то новому, должно было пройти время. Невозможно, сразу освободившись от оков, стать свободным. Нужно научиться жить на этой свободе.

Что касается современного кино, то здесь, наверное, уже слишком много свободы и хорошо бы было, если бы эти фильмы проходили хоть какую-то небольшую цензуру.

По материалам

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

За что режиссеры изгнали Бондарчука и устроили революцию в советском кино