И хохотала вся площадка… 55 лет фильму «Кавказская пленница»

Когда советский режиссёр Леонид Гайдай в одной из газет прочитал о кавказском обычае похищении невесты, то сразу же загорелся идеей снять фильм на эту тему. Конечно, это должна была быть комедия. Автор не предполагал, что сценарий обычной лёгкой комедии может так не понравиться чиновникам. Прежде, чем съёмки были начаты, авторам пришлось преодолеть множество препятствий.

Фото взято из открытых источников

Сама идея похищения девушки показалась чиновникам странной и очень опасной, в Госкино побоялись, что она уйдёт в широкие массы. Некоторые сцены в результате были переписаны по несколько раз. Чиновникам доказывали, что образы похитителей выставлены в негативном ключе. А это значит, что они не будут примером для подражания. Наконец, после долгих споров и изменений сценарий всё же одобрили, выделили денежные средства, и съёмки были начаты.

В роли студента сейчас невозможно представить никого другого, кроме Александра Демьяненко. А ведь поначалу на эту роль пробовались такие известные советские актёры, как Александр Збруев, Андрей Миронов, Виталий Соломин и даже Евгений Петросян. А Худсовет настоятельно рекомендовал Гайдаю взять на роль Шурика Валерия Носика. Но режиссёр был непреклонен, и видел в этой роли только Демьяненко.

Имя главной героини было выбрано в честь супруги режиссёра. Но вот с подбором актрисы на эту роль возникло ещё больше сложностей. На пробы были приглашены такие именитые актрисы, как Анастасия Вертинская, Лариса Голубкина, Наталья Селезнева, Наталья Кустинская и многие другие. Но все эти талантливые актрисы не впечатлили мэтра. Друг режиссёра Георгий Юнгвальд-Хилькевич однажды в цирке увидел очаровательную гимнастку с интересной внешностью Наталью Варлей. Он привёл её к Гайдаю и предложил попробовать её на роль Нины.

У Варлей уже был опыт участия в съёмках. Но решающую роль сыграл вот какой интересный момент. Так как девушка была гимнасткой, то она привыкла выступать в купальнике. Это было для неё обычным делом. Когда для советского кино такие съёмки в купальнике были делом неслыханным. Варлей же без стеснения разделась на камеру до купальника, и её приняли.

Фото взято из открытых источников

С положительными героями определились, это были Шурик и Нина. Нужно было подобрать противостоящих им отрицательных героев. К тому времени вышло уже 6 фильмов с троицей знаменитых «алкоголиков-тунеядцев». Мелких нарушителей закона Труса, Балбеса и Бывалого решили показать и в этом фильме тоже.

Картину снимали в курортном городе Алушта. Но так как оператор испытывал пристрастие к винным напиткам, то съёмочный процесс продвигался очень медленно. Оператор порой приходил на работу пьяным до такой степени, что не мог стоять на ногах. Да и Александр Демьяненко попал под дурное влияние оператора, и его даже грозились уволить.

После этой угрозы начал активно продвигаться творческий процесс. Многие самые смешные сцены были чистой импровизацией. Сами актёры придумали моменты со шприцом в ягодице Моргунова и фразу «Чей туфля? – Моё». Порой во время импровизационных сцен вся съёмочная площадка не могла остановиться от смеха. Режиссёру нравилась эта импровизация по ходу съёмок, получалась по-настоящему живая комедия, чего он и хотел добиться в конечном счёте. Ведь когда правили изначальный сценарий, то многие шутки урезались, и Гайдай очень переживал по этому поводу.

Фото взято из открытых источников

В конце лета съёмочная группа приехала в Москву. Здесь планировали завершить павильонные сцены. Полностью съёмки были закончены в ноябре. В этом месяце 1966 года состоялся показ фильма перед членами комиссии. Но их реакция была просто ужасной. Они посчитали, что фильм несёт антисоветскую направленность, и его срочно нужно запретить.

Они посчитали дерзостью тот факт, что заведующий райкомхозом, советский гражданин, решил похитить девушку. Да к тому же его подельниками стали такие асоциальные элементы. Получается, что режиссёр посмеялся над советской реальностью. Далее стали сыпаться обвинения на троицу, сыгравшую тунеядцев. Якобы великие советские актёры выступили не в роли комедиантов, а вели себя как обычные кривляки. Вицин вообще вызвал раздражение у членов комиссии.

Недовольство вызывало абсолютно всё. И музыка, и актёры, и фон, и крупные планы, и, конечно, работа режиссёра. Якобы не было видно никакого творческого роста.

Началась работа по исправлению недостатков. Картину перекроили, изменили, и в декабре снова представили на суд комиссии. Претензий, к сожаленью, меньше не стало. Некоторым членам комиссии показалось, что товарищ Саахов очень напоминает Сталина. И это уже явная дерзость. Также увидели усмешку над всей судебной системой страны. Некоторые члены комиссии были просто вне себя от ярости, один даже сказал, что картину покажут на экранах только через его труп.

Заседание это было перед выходными, поэтому сказали, что решение будет вынесено после выходных. И каково же было удивленье Гайдая, когда картину разрешили выпустить в прокат, да ещё и очень высоко оценили. Как оказалось, на выходных посмотрел картину Брежнев. И он хохотал до слёз. Он выразил благодарность всей съёмочной группе во главе с режиссёром. Чиновникам после этого резко пришлось поменять своё мнение.

Фото взято из открытых источников

Широкий показ фильма состоялся весной 1967 года. Он имел оглушительный успех и стал достоянием советского кинематографа.

По материалам

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

И хохотала вся площадка… 55 лет фильму «Кавказская пленница»